РУСМЕТСПЛАВ
Приём металлолома Вывоз металлолома Демонтаж конструкций Виды лома Заявка на вывоз Контакты

Новостная лента → Прокуратура обнаружила «дыры» в земельном законодательстве

сообщает EJ.BY в 2011-01-04 15:38:00

Нужно ли выделять земельные участки малообеспеченным семьям? Можно ли использовать участок, выделенный под организацию магазина, для других целей? Сколько времени можно оттягивать начало строительства на выделенном участке, не нарушая закона?

Ответы на эти вопросы, как показывают прокурорские проверки, не всегда однозначны. Накануне Нового года Генеральный прокурор РБ доложил главе правительства о проблемных вопросах исполнения законодательства о земле.

Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, госконтроль за использованием и охраной земель ухудшился с тех пор, как заниматься им было поручено исполнительным и распорядительным органам власти. Горисполкомы явно не справляются с обязанностями, возложенными на них указом президента 622 от 11 декабря 2009 года.

Так, если в 2009 году землеустроительной и геодезической службой г. Бреста, входившей в структуру Государственного комитета по имуществу, было выявлено 46 правонарушений, то за 9 месяцев 2010 года – всего 1. А землеустроительной службой Гродненского горисполкома в 2010 году проверки соблюдения законодательства о земле не проводились вообще.

В докладе Генпрокурора также отмечается, что при подготовке решений исполнительных и распорядительных органов по-прежнему не всегда оговаривается наличие ограничений в использовании предоставляемых земельных участков при отводе земли, не во всех случаях определяются условия возмещения потерь и убытков прежним землепользователям, не указываются предусмотренные законом сроки пользования земельными участками. Допускаются нарушения законодательства при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц по земельным вопросам, имеются факты невыполнения при составлении протоколов, рассмотрении дел об административных правонарушениях требований ПИКоАП.

Органами прокуратуры выявляются неединичные факты предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков с нарушением требований законодательства о земле.

Нарушения порядка изъятия и предоставления земельных участков выявлялись в Минском, Дзержинском, Узденском, Мозырском, Чечерском, Рогачевском, Брестском, Ляховичском и других районах.

В республике отсутствует единый порядок учета и предоставления гражданам земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, что не способствует соблюдению законности в данной сфере правоотношений, ставит гражданское общество в неравные условия для реализации своих прав и создает предпосылки для злоупотреблений должностными лицами исполкомов служебными полномочиями.

Генеральной прокуратурой президенту Республики Беларусь 25 июня 2009 г. направлялась информация о нарушениях законодательства местными исполнительными и распорядительными органами при предоставлении земель. Глава государства согласился с предложениями прокуратуры и поручил правительству рассмотреть их совместно с Комитетом госконтроля. С участием Генпрокуратуры Госкомимуществом подготовлен проект постановления Совета Министров «Об утверждении Типового положения о порядке установления очередности предоставления земельных участков гражданам Республики Беларусь». Однако постановление это Совмином так и не было принято.

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в основном малообеспеченным гражданам, у которых отсутствует реальная возможность не только начать их освоение, но и оплатить государственную регистрацию своих прав. К примеру, в Минской области начато освоение только 17% земельных участков, предоставленных в 2009-2010 гг. для индивидуального жилищного строительства. В таких условиях земля становится предметом перепродажи, что способствует коррупционным проявлениям.

Аукцион является наиболее прозрачной формой предоставления земельных участков. Вместе с тем надзорная практика свидетельствует, что имеются недостатки в правовой регламентации их проведения, которые влекут снижение их эффективности и существенно затрагивают интересы других граждан и юридических лиц.

По мнению Генеральной прокуратуры, сложилась порочная практика, когда исполнительные и распорядительные органы при определении целевого назначения предоставляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков руководствуются не Единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества, а принимают решения по своему усмотрению, исходя из проектно-сметной документации конкретных строительных объектов. В дальнейшем при реконструкции или перепрофилировании объектов недвижимости, смене их наименований исполкомы требуют оформления документов об изменении целевого назначения земельных участков без учета их классификации в Единой классификации назначения объектов недвижимого имущества. За нецелевое использование предоставленного земельного участка субъекты хозяйствования привлекаются к административной ответственности по ч.3 ст.15.10 КоАП.

Так, ООО «Вива-Маркет» (г. Пинск) с разрешения органов государственного управления произведено перепрофилирование здания магазина на зал игровых автоматов с объектами розничной торговли. Использование бывшего магазина для размещения в нем зала игровых автоматов не повлекло изменения категории земельного участка, порядка, условий и ограничений его использования, а также размера арендной платы. В январе 2010 г. судом Пинского района и г.Пинска названное общество привлечено к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка.

Подобные факты выявлены при проверках, проведенных в Минском, Брестском, Гродненском, Могилевском горисполкомах, Брестском, Клецком, Столбцовского и многих других райисполкомах.

Учитывая, что законодательством не урегулированы вопросы, связанные с определением целевого назначения земельного участка при принятии исполкомами решений о предоставлении их для конкретных целей, изложенный вопрос требует более четкой правовой регламентации, так как он существенно затрагивает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Указом президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 установлены сроки занятия (строительства, иного освоения) земельного участка. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, как правило, не имеют возможности приступить непосредственно к производству строительно-монтажных работ в течение шести месяцев после оформления прав на землю из-за длительности проектно-изыскательских работ, прохождения экспертиз, получения разрешения местного исполкома и органов Госстройнадзора на строительство.

В то же время Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» определяет строительство как деятельность по подготовке разрешительной и проектной документации, монтаж, демонтаж зданий и конструкций, другие виды работ, что позволяет недобросовестным застройщикам оттягивать строительство на неопределенное время.

Таким образом, отсутствие в законодательстве четких определений понятий «занятие» и «освоение» не способствует единообразной практике применения указанных норм, сокращению сроков освоения предоставленных застройщикам земель и препятствует эффективному государственному контролю за их использованием.

Проблемы загрязнения земель и нарушения правил экологической безопасности постоянно находятся в поле зрения органов прокуратуры. Однако эти вопросы не могут быть решены только мерами прокурорского воздействия. Решение их зависит от принятия органами государственной власти и управления мер по устранению причин и условий, им способствующих.

© 2024. ООО «РУСМЕТСПЛАВ»
117810, Москва, ул. Профсоюзная, 84/32