РУСМЕТСПЛАВ
Приём металлолома Вывоз металлолома Демонтаж конструкций Виды лома Заявка на вывоз Контакты

Новостная лента → Куда уплывает железный поток?

сообщает "Народная Газета" - новости Беларуси в 2010-05-10 14:37:00

Милицейские сводки почти ежедневно пестрят сообщениями о пресечении незаконного вывоза лома черных и цветных металлов в приграничные российские регионы. Причем вывозят не килограммами, а десятками тонн.

За два мартовских дня со-трудники милиции задержали три автомашины, которые в общей сложности перевозили 19 тонн металлолома. Один климовчанин гнал за “кордон” 10 тонн, сельчанин из быховской деревни Мокрое смог собрать лишь тонну. Зато кричевские правоохранители задержали два грузовика, в которых в сторону соседней страны двигалось 8 тонн металла. А несколькими днями позже на автодороге из Бобруйска в Быхов сотрудникам милиции попался металлоперевозчик из Витебска, который вез уже 20 тонн цветмета, принадлежащего бобруйчанину. А на этот лом, как нетрудно догадаться, уже совершенно иная цена.

Насколько металлоэпопея носит массовый характер, можно судить по тому, что в году минувшем, по данным могилевской милиции, был пресечен вывоз за пределы страны 945 тонн лома черных и цветных металлов, оцененных почти в 268 млн рублей. Это по белорусским расценкам. Чтобы узнать, сколько бы ушлые предприниматели получили от российских купцов, по мнению начальника отдела транспорта и связи комитета экономики Могилевского облисполкома Владимира Барботкина, приведенную сумму следует увеличить в два—два с половиной раза. С ним согласен и заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями областного УВД Андрей Евдокимов.

Не изменилась ситуация и нынче. С начала года на РУПП “Могилеввтормет” поступило 14 тонн лома-конфиската и еще 305 тонн находится на ответственном хранении, ожидая судебного решения своей судьбы. Причем в кричевском цеху предприятия — 121 тонна. У милиции несколько иные цифры, поскольку часть задержанного металла еще не прошла процедуру оформления. По состоянию на 14 апреля с. г. выявлено 130 попыток незаконного вывоза металла общим весом 465 тонн, из которых 96 — цветной металл.

В принципе разница в закупочной цене и является одной из причин такого нелегального бизнеса. Особенно если лом принимается от людей, у которых по утрам “трубы горят”. Этим лишь бы на опохмелку хватило. Об официальной закупочной цене на металл они уже речь и не заводят. Поэтому подпольные предприниматели чаще всего имеют даже не тройной навар.

В связи с этим открывается вторая важная причина, по которой сырье для металлургии уплывает из страны. Она заключается в безответственном отношении к металлоизделиям и конструкциям. Они становятся легкодоступными для всякого рода барыг, которые тащат железо к скупщикам. Примеры? Пожалуйста! Как-то в Быхове в одночасье исчезли чугунные крышки канализационных люков и с колодцев иного предназначения, расположенных на некоторых улицах. В конечном итоге оказалось, что это дело рук “металлистов”. В Глуске  с территории строительной базы “Ориентир” трое местных жителей похитили три пролета чугунного забора. Стоимость литья оценивается в 1 млн рублей. 40-летний могилевчанин в подвале многоэтажного дома снял и сдал в пункт приема чугунные канализационные трубы общим весом в полторы тонны и стоимостью 6 млн рублей. Из Костюковичского спиртзавода умыкнули специальные фильтры из цветмета, сняв их прямо с работающего агрегата. Заметьте, были украдены эксплуатируемые металлические детали и конструкции, имеющие конкретных хозяев. Что же тогда говорить о практически бесхозных и вышедших из эксплуатации частях и механизмах, которые нередко остаются на обочинах полей, за заборами мехдворов. Это легкая добыча искателей наживы.

Кстати, предприятиям и организациям, находящимся под юрисдикцией облисполкома, как сообщили в комитете экономики, доведен весьма напряженный госзаказ на сдачу металлолома. В течение нынешнего года на переработку должно поступить 39 тысяч тонн черных и 200 тонн цветных металлов. Трехмесячный план оказался выполненным лишь на 78 процентов, за январь—февраль отставание было еще большим. Тогда ссылались на снег, из-под которого выкопать металлолом было сложно. Теперь этой проблемы нет. И металл, как утверждает директор РУПП “Могилеввтормет” Михаил Бондарев, пошел активно. Во всяком случае, никаких проблем с выполнением доведенного его предприятию госзаказа в более чем 163,5 тысячи тонн он не видит. Начальники кричевского и бобруйского цехов сообщают об огромных очередях, образуемых сдающими металл. Причем привозят не только многотонными грузовиками, но и в прицепах для легковушек, в колясках. Где-то уже подумывают об организации для мелких сдатчиков отдельной приемки, чтобы “не путались под ногами”. В Могилеве с утра на сдачу лома стояла очередь в три десятка автомобилей.

— В апреле—мае всегда такая активность, — отмечает Михаил Иванович. — Летом появляются иные заботы, очередей практически не бывает.

Говоря о причинах незаконного вывоза вторичного металлосырья, Бондарев более категоричен. Главной считает, и, наверное, не без оснований, весьма незначительную ответственность, предусмотренную законом за это правонарушение. И хоть внесенные в минувшем декабре изменения в Административный кодекс ужесточили ее — установлены штрафные санкции от 10 до 30 базовых величин независимо от объема вывоза и конфискации металлолома, она не соразмерна с той выгодой, которую дельцы получают, если афера проходит.

И в этом убеждает простая арифметика.

Два десятка тонн черного лома даже по государственным закупочным ценам обходятся сдающему в 7,4 млн рублей. У российского скупщика он получит в два раза больше — почти 15 млн рублей. А если попадется при перевозках, уплатит максимальный штраф всего чуть больше миллиона. Правда, потеряет и металл, который будет конфискован. Но скупал заготовитель его у синеносых “работяг” далеко не по госрасценкам. Поэтому тут потеря невелика. Если же речь о чугуне, белорусская цена которому 530 тысяч за тонну, или цветном металле, то выручка при удачном сбыте несоизмерима с ответственностью.

— Не штрафовать, а сажать года на два надо, — высказывает мнение Бондарев. — Тогда многие задумаются, стоит ли рисковать свободой в угоду барышам.

Экономисты предлагают иной путь. Тот же Владимир Барботкин рассказал, что “Белвтормету” предлагали приблизить наши закупочные цены на лом к тем, что дают российские скупщики. Причем прецедент уже был, когда белорусы вывозили в российские регионы молочные продукты, хлеб, которые у нас стоили дешевле. Тогда этот процесс был прекращен именно таким способом. С металлом пока никто не решается...

Не чувствуется оптимизма в разрешении проблемы и у правоохранителей. То, что попадает в их “сети”, — лишь малая часть реально вывозимого. И оно понятно. Во-первых, между Россией и нашей страной нет охраняемых границ, таможенные посты устроены только на международных трассах, поскольку и таможенный союз общий. А второстепенных дорог и проселков у “металлистов” множество. Все не перекроешь.

Во-вторых, для серьезного наказания (до пяти лет лишения свободы) надо доказать состав преступления, подпадающий под статью о незаконной предпринимательской деятельности. А это весьма непросто. Хотя подчас и удается. Скажем, в январе возбуждено уголовное дело в отношении одного из неработающих бобруйчан, который в течение двух лет занимался незаконной предпринимательской деятельностью, связанной со скупкой лома черных металлов и последующей его реализацией за наличный расчет в Российской Федерации.

Бывали случаи, когда и у самих правоохранителей желание получить легкую наживу брало верх над чувством долга и профессиональной чести. И они “крышевали” “металлистов” или даже сопровождали транспорты с ломом до самой границы. А тот же Михаил Бондарев рассказал, что как-то из горецкого цеха по приему металловторсырья ему доложили, что взвешивались на весах и куда-то уезжали в сопровождении людей в фуражках восемь груженых машин.

Кстати, ситуацией с незаконным вывозом из нашей страны, как отметил Андрей Евдокимов, обеспокоена и российская милиция. И в первую очередь потому, что она приведет к созданию устойчивых преступных групп, которые от мелочных операций с металлоломом могут перейти к более прибыльному бизнесу. И тогда в качестве груза может быть что угодно.

Но как бы там ни было, а бороться с такой “коммерцией” нужно сообща. Белорусам — чтобы не терять того вторсырья, которого не хватает своей металлургии. Ведь Жлобинский металлургический комбинат, покупая у россиян лом, вынужден платить им значительно более высокую цену. Соседям же — чтобы в конечном итоге не нажить головной боли с весьма серьезными осложнениями.

© 2024. ООО «РУСМЕТСПЛАВ»
117810, Москва, ул. Профсоюзная, 84/32